Как мы опытом делились (или «Семинар директоров»)
::О разном::
Смотрите также:
начало семинара

В апреле 2004г на семинаре руководителей образовательных учреждений, проходившем на базе нашей школы, мы представляли свой опыт организации учебного процесса в старшем звене.

Кратко о сути: каждый ученик 10-11 класса имеет возможность сформировать индивидуальный учебный план, выбирая уровень изучения предмета (базовый или повышенный). Задача школы — обеспечить это право ученика и реализовать его на практике в условиях массовой муниципальной школы.

При решении этой задачи относительно усложняется (но только на первых порах) организационная работа, возлагаемая на администрацию:

1) необходимо учесть все варианты выборов всех учеников (а теоретически вариантов учебных планов может быть столько же, сколько учащихся в старших классах);

2) необходимо сформировать мобильные учебные уровневые группы по предметам;

3) необходимо составить расписание уроков, удовлетворяющее следующим требованиям:

 - отсутствие «окон» (для учеников и, по возможности, для учителей);

 - соответствие нормам СанПиН'ов (для учеников);

 - отсутствие проблем в общем расписании школы при переходе учащихся с одного уровня на другой (такое

   случается, примерно 10-15% учащихся меняют свой выбор в первые 1-3 месяца).

4) необходим иной подход к ведению классной учетной и отчетной документации;

5) и, наконец, необходимо, особенно на первых этапах, обеспечить информационное сопровождение процесса, позволяющее «снимать» возникающие вопросы ещё до того, как они станут критическими.

благодарные слушатели

Перед учителями также встают новые задачи:

 - даже на базовом уровне обеспечить усвоение учащимися минимальных требований по предмету (то, что принято называть «стандартами»);

 - на повышенном уровне обеспечить более глубокие, детальные знания по предмету.

Для этого учителю необходимо произвести определенные изменения в своем тематическом планировании, изменить преобладающие методы преподавания.


Вот об этом мы и рассказывали директорам школ. Демонстрировали на практике, что называется «вживую», все этапы организации учебного процесса. Показали и уроки, предварительно записав их на видео. Весь накопленный материал разложили на партах. Не так уж и много получилось, всего три парты, как раз по одной на каждый год,что работаем в таком режиме.

те самые парты

Наибольший интерес участников семинара вызвали два момента: способ учета вариантов учебных планов и формирования групп, а также составление расписания.

Что касается первого момента... Мы справились с этой проблемой практически сразу (еще в 2001 году), использовав компьютер и стандартные инструмены приложения Excel, доступные из пользовательского интерфейса. Конечно, никакой элегантности, но работает надежно и корректно, корректнее, чем программа, рекомендуемая министерством и выложенная недавно на сайте А.А.Пинского. Нашу «программу» мы перенсли на дискеты и раздали слушателям.

А вот с расписанием пришлось повозиться... Промучившись первый год, мы в конце концов нашли алгоритм составления общего школьного расписания и расписаний учащихся. Результат отвечает всем требованиям, описанным выше. Но это весьма трудоемкая работа, и выполняется она вручную. Рекомендации и этапы составления расписания уложились на семи печатных страницах, мы познакомили с ними наших гостей.


Все показанное и рассказанное вызвало живую и неоднозначную реакцию администраторов школ. Равнодушных просто не оказалось. Но главное для нас даже не это. Гораздо важнее, как сами наши ученики оценивают нововведение.

диаграмма 1

На диаграмме справа вы видите результаты одного из опросов учащихся после окончания 1-й четверти 2002/2003 и 2003/2004 учебного года. Столько положительных отзывов о новой системе организации учебного процесса.

Примечательно, что среди тех, кто высказался критически по отношению к ней, только 4 человека предпочли бы возврат к прежнему. Другие предлагали развивать ее дальше. Иногда – весьма радикально.

И еще один показатель, который мы отслеживаем. Это — итоговая аттестация — то, как наши выпускники сдают экзамены.

Если они выбирают разный уровень усвоения предмета, то и качество их знаний, выражаемое в школьной оценке, должно быть разным.

Ниже приведена диаграмма так называемых «качественных показателей» итоговой аттестации, т.е. количество выпускников, сдавших экзамен на "4" и "5". Мы брали только данные государственного централизованного тестирования (абитуриентского). На наш взгляд, эти данные более объективны, чем результаты выпускных, сдаваемых учениками в школе.

Видно, что учащиеся, выбравшие повышенный уровень изучения предмета более успешны на экзамене. Особенно это отличие заметно по математике и физике. Выборку по предметам мы здесь не приводим.

диаграмма 2

Спасибо, что просмотрели до конца :-)




Hosted by uCoz