Еще раз об особенностях учебного плана 10-11 классов
::О приеме в школу::
Смотрите также:

Итак, внимание. Ни у кого сейчас нет сомнения в том, что профильное обучение в старшей школе необходимо. Так? Но как оно (это профильное обучение) реализуется сейчас?

Практически в каждой школе есть профильный класс. Под него создан учебный план, в котором на определенные предметы отводится больше часов в неделю, а на другие меньше. Скажем, физико-математический класс: на физику и математику больше. Но чем жертвуется? Скорее всего русским и литературой (всего лишь предположение). Можно взять гуманитарный профиль. Тогда в качестве «жертвы», скорее всего, будут выступать уже математика и физика. И т.д. и т.п.

В итоге сейчас профильное обучение сводится к конечному числу вариантов учебного плана, которые конструирует школа и предлагает учащимся.

Прекрасно, если это устраивает ученика. А если нет? А если по каким-либо причинам ученик считает необходимым для себя изучать на повышенном уровне и литературу, и математику, и физику, например? Может ли ученик повлиять на ситуацию?...

И как быть с декларациями, изложенными в "Концепции профильного обучения..."(окончательная редакция: июнь 2002г) и в письме Министерства образования "О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования"(№13-51-144/13 от 09.07.03)? Соответствующие цитаты:

"Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но ... предоставлять школьникам ... в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы." (Концепция..)

"Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план." (письмо МО РФ ...)


Наша школа предлагает свой вариант ответа на вызовы времени. И есть еще наработки, которые мы готовы предложить учащимся, если ситуация изменится в благоприятную сторону. Третий год мы работаем вот по этой схеме (см.таблицу). Накопился уже кое-какой опыт.

Учебный план 10-11 классов (необходимые пояснения в конце таблицы).
Образовательные области Без выбора Право выбора
Предмет Количество часов/нед Курс А (базовый) Курс В (повышенный)
Предмет Количество часов/нед Предмет Количество часов/нед
Филология     Русский язык 1 Русский язык 2
Литература 3 Литература 5
Иностранный язык 3 (в 10кл)
2 (в 11кл)
   
Математика   Математика 3 Алгебра, геометрия 6
Естествознание   Физика 2 Физика 5
Химия 1 Химия 3
Биология 1 Биология 2
Обществознание История 3    
Обществознание 2
Экономика 1
География 1
Искусство Мировая художественная культура 1
Физическая культура Физическая культура 2
Основы безопасности жизнедеятельности 1 (в 10кл)
2 (в 11кл)
Технология     Информационные технологии 1,5 Информационные технологии 3
Спецкурсы по выбранным профилям (до 5 часов в неделю для каждого ученика)

"Количество часов/нед" означает "Количество часов в неделю". Скорее всего, это лишнее пояснение, но — на всякий случай. ;)

Все, что расположено в графе "Без выбора" — обязательно для изучения в объеме, представленном в таблице. Но каждый ученик вправе выбрать для себя приемлемый с его точки зрения уровень изучения предмета, расположенного в таблице в графе "Право выбора". Это может быть курс А (базовый), или курс В (повышенный). Комбинации выборов определяет только сам ученик (с согласия родителей). Единственное ограничение: общая сумма часов, состоящая из часов по предметам без выбора и предметов с правом выбора уровня обучения, не должна превышать 36 часов в неделю и не должна быть меньше 30 часов в неделю.

Спецкурсы выбираются учеником только по тем предметам, по которым выбран повышенный (курс В) уровень обучения (исключение "Иностранный язык"). Часы на спецкурсы не входят в сумму часов обязательной нагрузки ученика.

Примеры:

1. Учебный план ученика 10-го класса Пети Иванова. Предметы без выбора — 14 часов. Русский язык(курс А)— 1 час. Литература(курс А)—3 часа. Алгебра, геометрия(курс В)—6 часов. Физика(курс В)—5 часов. Химия(курс А)—1 час. Биология(курс А)—1 час. Информационные технологии(курс В)—3 часа. Итого—34 часа.

2. Учебный план ученицы 10-го класса Маши Петровой. Предметы без выбора — 14 часов. Русский язык(курс В)— 2 часа. Литература(курс В)—5 часов. Математика(курс А)—3 часа. Физика(курс В)—5 часов. Химия(курс В)—3 часа. Биология(курс В)—2 часа. Информационные технологии(курс А)—1,5 часа. Итого—35,5 часа.

3. Учебный план ученика 10-го класса Сидора Сидорова. Предметы без выбора — 14 часов. Русский язык(курс В)— 2 часа. Литература(курс А)—3 часа. Математика(курс А)—3 часа. Физика(курс А)—2 часа. Химия(курс В)—3 часа. Биология(курс В)—2 часа. Информационные технологии(курс А)—1,5 часа. Итого—30,5 часа.

4 ...

В 11-м классе эти ученики могут (если захотят) поменять уровни изучения тех или иных предметов. Ограничения—те же самые.


Безусловно, при реализации учащимися своих учебных планов должны были возникнуть трудности с составлением расписания. Они и возникли. Однако мы разработали уникальную методику составления расписания. Три года пользуемся, три года нет сбоев. Более того: методика позволяет ученику безболезненно для себя и других переходить с одного уровня изучения предмета на другой даже в течение учебного года (исключительные случаи).







Hosted by uCoz