|
Итак, внимание. Ни у кого сейчас нет сомнения в том, что профильное обучение в старшей школе необходимо. Так? Но как оно (это профильное обучение) реализуется сейчас? Практически в каждой школе есть профильный класс. Под него создан учебный план, в котором на определенные предметы отводится больше часов в неделю, а на другие меньше. Скажем, физико-математический класс: на физику и математику больше. Но чем жертвуется? Скорее всего русским и литературой (всего лишь предположение). Можно взять гуманитарный профиль. Тогда в качестве «жертвы», скорее всего, будут выступать уже математика и физика. И т.д. и т.п. В итоге сейчас профильное обучение сводится к конечному числу вариантов учебного плана, которые конструирует школа и предлагает учащимся. Прекрасно, если это устраивает ученика. А если нет? А если по каким-либо причинам ученик считает необходимым для себя изучать на повышенном уровне и литературу, и математику, и физику, например? Может ли ученик повлиять на ситуацию?... И как быть с декларациями, изложенными в "Концепции профильного обучения..."(окончательная редакция: июнь 2002г) и в письме Министерства образования "О проекте базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования"(№13-51-144/13 от 09.07.03)? Соответствующие цитаты: "Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но ... предоставлять школьникам ... в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы." (Концепция..) "Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план." (письмо МО РФ ...) Наша школа предлагает свой вариант ответа на вызовы времени. И есть еще наработки, которые мы готовы предложить учащимся, если ситуация изменится в благоприятную сторону. Третий год мы работаем вот по этой схеме (см.таблицу). Накопился уже кое-какой опыт.
"Количество часов/нед" означает "Количество часов в неделю". Скорее всего, это лишнее пояснение, но на всякий случай. ;) Все, что расположено в графе "Без выбора" обязательно для изучения в объеме, представленном в таблице. Но каждый ученик вправе выбрать для себя приемлемый с его точки зрения уровень изучения предмета, расположенного в таблице в графе "Право выбора". Это может быть курс А (базовый), или курс В (повышенный). Комбинации выборов определяет только сам ученик (с согласия родителей). Единственное ограничение: общая сумма часов, состоящая из часов по предметам без выбора и предметов с правом выбора уровня обучения, не должна превышать 36 часов в неделю и не должна быть меньше 30 часов в неделю. Спецкурсы выбираются учеником только по тем предметам, по которым выбран повышенный (курс В) уровень обучения (исключение "Иностранный язык"). Часы на спецкурсы не входят в сумму часов обязательной нагрузки ученика. Примеры: 1. Учебный план ученика 10-го класса Пети Иванова. Предметы без выбора 14 часов. Русский язык(курс А) 1 час. Литература(курс А)3 часа. Алгебра, геометрия(курс В)6 часов. Физика(курс В)5 часов. Химия(курс А)1 час. Биология(курс А)1 час. Информационные технологии(курс В)3 часа. Итого34 часа. 2. Учебный план ученицы 10-го класса Маши Петровой. Предметы без выбора 14 часов. Русский язык(курс В) 2 часа. Литература(курс В)5 часов. Математика(курс А)3 часа. Физика(курс В)5 часов. Химия(курс В)3 часа. Биология(курс В)2 часа. Информационные технологии(курс А)1,5 часа. Итого35,5 часа. 3. Учебный план ученика 10-го класса Сидора Сидорова. Предметы без выбора 14 часов. Русский язык(курс В) 2 часа. Литература(курс А)3 часа. Математика(курс А)3 часа. Физика(курс А)2 часа. Химия(курс В)3 часа. Биология(курс В)2 часа. Информационные технологии(курс А)1,5 часа. Итого30,5 часа. 4 ... В 11-м классе эти ученики могут (если захотят) поменять уровни изучения тех или иных предметов. Ограниченияте же самые. Безусловно, при реализации учащимися своих учебных планов должны были возникнуть трудности с составлением расписания. Они и возникли. Однако мы разработали уникальную методику составления расписания. Три года пользуемся, три года нет сбоев. Более того: методика позволяет ученику безболезненно для себя и других переходить с одного уровня изучения предмета на другой даже в течение учебного года (исключительные случаи). |