|
![]() В апреле 2004г на семинаре руководителей образовательных учреждений, проходившем на базе нашей школы, мы представляли свой опыт организации учебного процесса в старшем звене. Кратко о сути: каждый ученик 10-11 класса имеет возможность сформировать индивидуальный учебный план, выбирая уровень изучения предмета (базовый или повышенный). Задача школы — обеспечить это право ученика и реализовать его на практике в условиях массовой муниципальной школы. При решении этой задачи относительно усложняется (но только на первых порах) организационная работа, возлагаемая на администрацию: 1) необходимо учесть все варианты выборов всех учеников (а теоретически вариантов учебных планов может быть столько же, сколько учащихся в старших классах); 2) необходимо сформировать мобильные учебные уровневые группы по предметам; 3) необходимо составить расписание уроков, удовлетворяющее следующим требованиям: - отсутствие «окон» (для учеников и, по возможности, для учителей); - соответствие нормам СанПиН'ов (для учеников); - отсутствие проблем в общем расписании школы при переходе учащихся с одного уровня на другой (такое случается, примерно 10-15% учащихся меняют свой выбор в первые 1-3 месяца). 4) необходим иной подход к ведению классной учетной и отчетной документации; 5) и, наконец, необходимо, особенно на первых этапах, обеспечить информационное сопровождение процесса, позволяющее «снимать» возникающие вопросы ещё до того, как они станут критическими. ![]() Перед учителями также встают новые задачи: - даже на базовом уровне обеспечить усвоение учащимися минимальных требований по предмету (то, что принято называть «стандартами»); - на повышенном уровне обеспечить более глубокие, детальные знания по предмету. Для этого учителю необходимо произвести определенные изменения в своем тематическом планировании, изменить преобладающие методы преподавания. Вот об этом мы и рассказывали директорам школ. Демонстрировали на практике, что называется «вживую», все этапы организации учебного процесса. Показали и уроки, предварительно записав их на видео. Весь накопленный материал разложили на партах. Не так уж и много получилось, всего три парты, как раз по одной на каждый год,что работаем в таком режиме. ![]() Наибольший интерес участников семинара вызвали два момента: способ учета вариантов учебных планов и формирования групп, а также составление расписания. Что касается первого момента... Мы справились с этой проблемой практически сразу (еще в 2001 году), использовав компьютер и стандартные инструмены приложения Excel, доступные из пользовательского интерфейса. Конечно, никакой элегантности, но работает надежно и корректно, корректнее, чем программа, рекомендуемая министерством и выложенная недавно на сайте А.А.Пинского. Нашу «программу» мы перенсли на дискеты и раздали слушателям. А вот с расписанием пришлось повозиться... Промучившись первый год, мы в конце концов нашли алгоритм составления общего школьного расписания и расписаний учащихся. Результат отвечает всем требованиям, описанным выше. Но это весьма трудоемкая работа, и выполняется она вручную. Рекомендации и этапы составления расписания уложились на семи печатных страницах, мы познакомили с ними наших гостей. Все показанное и рассказанное вызвало живую и неоднозначную реакцию администраторов школ. Равнодушных просто не оказалось. Но главное для нас даже не это. Гораздо важнее, как сами наши ученики оценивают нововведение. ![]() На диаграмме справа вы видите результаты одного из опросов учащихся после окончания 1-й четверти 2002/2003 и 2003/2004 учебного года. Столько положительных отзывов о новой системе организации учебного процесса. Примечательно, что среди тех, кто высказался критически по отношению к ней, только 4 человека предпочли бы возврат к прежнему. Другие предлагали развивать ее дальше. Иногда – весьма радикально. И еще один показатель, который мы отслеживаем. Это — итоговая аттестация — то, как наши выпускники сдают экзамены. Если они выбирают разный уровень усвоения предмета, то и качество их знаний, выражаемое в школьной оценке, должно быть разным. Ниже приведена диаграмма так называемых «качественных показателей» итоговой аттестации, т.е. количество выпускников, сдавших экзамен на "4" и "5". Мы брали только данные государственного централизованного тестирования (абитуриентского). На наш взгляд, эти данные более объективны, чем результаты выпускных, сдаваемых учениками в школе. Видно, что учащиеся, выбравшие повышенный уровень изучения предмета более успешны на экзамене. Особенно это отличие заметно по математике и физике. Выборку по предметам мы здесь не приводим. ![]() Спасибо, что просмотрели до конца :-) |